ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ ХРОМОЛИТОГРАФИЧЕСКИХ ИКОН ВОДИТЕЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО УЧАСТКА СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА КОРОЛЕНКА. РАЗМЫШЛЕНИЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРА О ДУХОВНОМ | Наша жизнь ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ»
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ ХРОМОЛИТОГРАФИЧЕСКИХ ИКОН ВОДИТЕЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО УЧАСТКА СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА КОРОЛЕНКА. РАЗМЫШЛЕНИЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРА О ДУХОВНОМ

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ ХРОМОЛИТОГРАФИЧЕСКИХ ИКОН ВОДИТЕЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО УЧАСТКА СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА КОРОЛЕНКА. РАЗМЫШЛЕНИЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРА О ДУХОВНОМ

Коллекционирование

     Сколько себя помню, что-нибудь собираю. Вначале это были открытки, тематику мне подсказало сердце – это были поздравительные открытки со Святой Пасхой, Рождеством Христовым, изданные до Октябрьской революции.

     Потом со мной произошел случай, который и определил мою страсть и влечение к сакральному искусству, к иконе. Я был в долгой командировке, когда работал на художественном комбинате сразу после армии. Мы жили в деревне, снимали одну комнату у одной старой и очень бедной женщины-католички. Как-то ее не было дома, и я из любопытства заглянул к ней в комнату, где увидел в темном углу большую икону. Это была «Ченстоховская Божья Матерь». Я подошел ближе, и наши глаза встретились. Я стоял как вкопанный, не мог оторваться от ее глаз, я слышал, как стучит мое сердце от волнения. И вдруг мне на плечо ложится слабая морщинистая рука, и раздается за спиной голос хозяйки: «Не бойся, она на всех так смотрит. Она любит тебя».

    Едва я перевел дух, а в руках Ядвиги была уже другая икона. «Это Дева Мария, теперь она твоя».

     Это была печатная икона – хромолитография. Я их называю – народные иконы, печатная графика. Так в моей жизни появилась еще одна страсть, а потом и осознанная, глубокая духовная привязанность к сакральному искусству, к иконе.

    С того момента прошло уже не менее 30-ти лет, и сегодня моя коллекция литографических икон насчитывает около 50-ти работ.

    Музейные работники не признают их художественную ценность, для них это всего лишь печатная графика, имевшая большие тиражи. Но есть один момент – войны и революции уничтожили практически все. Сегодня даже эти литографические иконы имеют большую историческую и культурологическую ценность. И этот факт греет мою душу, душу коллекционера.

История

    В конце 18 века появляется литография как новый способ печати, позволявший тиражировать печатную графику. Изобрел ее актер, драматург из Мюнхена Иоганн Алоиз Зенефельдер. В России литографическое искусство получило широкий размах. Это был период с 1850 г. и до Октябрьской революции. Печаталось очень много всего, и это была в основном религиозная тематика, которая пользовалась большим спросом у бедного крестьянства, стоили такие работы очень дешево. Это привело к упадку иконописных промыслов, а литографическое дело было поставлено на коммерческую основу. Для создания литографий приглашались известные художники того времени. В работах отображалась вся культурная и религиозная жизнь общества. Затем пришла революция, газета «Безбожник», борьба с Церковью и христианская культура была практически разрушена. За это время было многое утрачено безвозвратно. Сегодня коллекционеры в деревнях, на разных интернет-площадках находят то, что люди выбрасывают или отдают за копейки. Коллекционер жертвует временем, деньгами, спасая и сохраняя предметы материальной и духовной культуры.

Деревня (истоки)

     Когда приезжаешь в деревню, а там нет храма или костела, то на душе становится грустно, а место это кажется пустым и заброшенным. Христианская Церковь всегда объединяла людей, она была духовным стержнем народа. Наши предки были очень набожными людьми. Вспоминаю свою бабусю всегда с большой любовью. Помню, гремел гром и шел сильный дождь, в хате было темно, а бабка стояла на коленях и шептала молитву. Я представил себе, что вот сейчас, как наша Софьюшка, все бабуси шепчут молитву – разве может Царица Небесная не услышать их?

     Когда горела хата, в первую очередь из огня выносили иконы. Просыпаясь и засыпая, глаза наших бабусь и дедусь встречались сначала с глазами Богородицы, которая была путеводительницей в жизни наших предков, священным оберегом от всех невзгод.

     В России к концу 19 века было около 600 образов Богородицы. Образ один – Дева Мария, а списков с нее огромное количество. Самая почитаемая среди них – это, конечно, икона «Владимирской Божьей Матери». По преданию ее написал евангелист Лука, и позировала ему сама Мария с младенцем на руках. Русские цари венчались на Царство в присутствии этой иконы, а Патриархи восходили на Патриарший престол. При избрании Патриарха была традиция – в киот иконы Владимирской Божьей Матери клались записочки и тот, кто вытягивал нужную, становился Патриархом.

Религия

    Религия – это богема души. Религиозность – это прекрасное чувство, оно насыщает человека полнотой жизни, позволяет посмотреть на мир другими глазами. Никто не призывает человека к религиозной жизни, но пока человек смертен, религия всегда будет спутником в его жизни.

    Если бы не было Евангелия, то стала бы жизнь человека лучше?

Спаситель

    Центральная тема в иконографии – это Спаситель. «Есть одно имя под небесами – это имя Христос» (Еванг.). Икона хранитель тайны Мира. Как говорят священники, икона – это библия для неграмотных.

    Человеческая память коротка, мы не помним своих предков уже в третьем колене. Но разве не чудо, что народная память сохранила имя Христа и прошло уже более 2 тысяч лет, а на «Пасху» мы по-прежнему восклицаем «Христос Воскресе».

    Кем был Христос? Это историческая личность или легенда? Он ни к чему не призывал, он просто говорил людям о духовных ценностях, принимая которые, человек преображался и преображал вокруг себя окружающий его мир. И самое главное – тот высший нравственный закон жизни, который принес на землю Христос, по нему должна жить и развиваться человеческая цивилизация.

    Христос пришел из Вечности и ушел в Вечность, оставив нам обетование, что скоро вернется и воскресит нас к новой жизни. Ну, что же, как говорят, надежда умирает последней.

     Есть такой анекдот про атеиста. Вышел он полюбоваться закатом солнца. Полюбовался, а благодарить некого. Есть о чем подумать, не правда ли?

Водитель автотранспортного участка

Сергей Иванович Короленок


Дева Мария, (образ Умиление), н. 20 в.

Дева Мария, (образ Умиление), н. 20 в..JPG


Дева Мария, нач. 20 в.

Дева Мария, нач. 20 в..JPG


Евфросинья Полоцкая, н. 20 в.

Евфросинья Полоцкая, н. 20 в..JPG


Киево-Владимирская Богоматерь, н. 20 в.

Киево-Владимирская Богоматерь, н. 20 в..JPG


Евфросинья Полоцкая, н. 20 в.

Евфросинья Полоцкая, н. 20 в..JPG


Мария Остробрамская, 1880 гг.

Мария Остробрамская, 1880 гг..JPG


Обретение чудотворной иконы Божьей Матери, нач. 20 в.

Обретение чудотворной иконы Божьей Матери, нач. 20 в..JPG


Остробрамская Божья Матерь, к. 19 в.

Остробрамская Божья Матерь, к. 19 в..JPG


Положение во гроб, к. 19 в.

Положение во гроб, к. 19 в..JPG


Пророк Моисей на колеснице, 1903

Пророк Моисей на колеснице, 1903.JPG


Распятие Христово, к. 19 в.

Распятие Христово, к. 19 в..JPG


Рождество Богородицы, н. 20 в.

Рождество Богородицы, н. 20 в..JPG


Святая Параскева, 1903

Святая Параскева, 1903.JPG


Святые Зосима и Саватий, 1893 г

Святые Зосима и Саватий, 1893 г..JPG


Умиление Божье Матери, 1880 гг

Умиление Божье Матери, 1880 гг..JPG


Христос в терновом венце, к. 19 в.

Христос в терновом венце, к. 19 в..JPG


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, н. 20 в

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, н. 20 в..JPG


Ченстоховская Божья Матерь, к. 19 в.

Ченстоховская Божья Матерь, к. 19 в..JPG


Вернуться к списку